2007-02-23 13:26 Ложное искушение (2006 г., 2:47)
Реж.: Роберт Де Ниро. В ролях: Мэтт Дэймон, Анджелина Джоли, Алек Болдуин, Джон Туртурро, Роберт Де Ниро, Джо Пеши, Билли Крадап, …
Стомиллионный "The Good Shepherd" (2006) ("Добрый пастырь"), который у нас выйдет под названием "Ложное искушение", стал второй, после 13-летней паузы, режиссерской работой Роберта Де Ниро. Это почти трехчасовой психологический триллер и своего рода антитеза шпионской серии об агенте с несминаемой прической – Джеймсе Бонде. Впрочем, герой Мэтта Дэймона, один из создателей ЦРУ Эдвард Уилсон, тоже ходит в безупречном костюме. Но миссия этого образцового яппи прозаичней и лишена романтики: он убежденный патриот, и потому хочет стать чутким ухом и зорким глазом любимой отчизны. В одном эпизоде Роберт Де Ниро позволяет себе воплотить образ буквально: в кадре удаляются силуэты с прозрачными и как бы докрасна раскаленными ушами.
Берлинале-2007: Кадр из фильма "Ложное искушение"
Уилсон – фигура собирательная: прототипами были экс-директор ЦРУ Джеймс Энглтон и спец по секретным операциям Ричард Бисселл. И в принципе перед нами проходит история спецслужб США, данная в модных ныне перебросках во времени: от попытки ЦРУ инициировать мятеж против Фиделя Кастро в 1961 году – назад в конец 30-х годов, к юности будущего шефа разведки, когда он увлекся тайным обществом "Черепа и кости" (мрачный обряд посвящения напоминает сектантский ритуал в "С широко закрытыми глазами" /Eyes Wide Shut/ (1999) Стэнли Кубрика).
Внешне ход картины биографичен: здесь и мимолетное увлечение Уилсона глухой девушкой Лорой, и его безлюбая женитьба на красотке Кловер (Анджелина Джоли), и его отношения с сыном-невротиком, который отца почти не видит. Это первая, открытая взорам жизнь героя. Вторая его жизнь законспирирована: в ней Уилсон выстраивает сложную цепь операций по вербовке двойной, тройной и перекрестной, где важное место занимает супершпион КГБ по кличке Улисс.
Мэтт Дэймон, набивший руку на ролях конспираторов, играет прозаично, с минимумом эмоций, словно его герой отключил в себе все чувства, кроме тотальной подозрительности. Эта прогрессирующая паранойя – его третья, абсолютно приватная жизнь, которая более всего интересует режиссера. Она неизбежно приводит к разрушению семьи и личности: к финалу герой уже видит в убийстве не более чем рутинную работу.
Учитель Уилсона в его хитроумной профессии, понимающий гибельность такой жизни, советует Уилсону уйти, пока не погибли в нем живая душа и способность верить людям. Но поздно: с такого рода сомнениями и самому учителю жить останется уже недолго...
Рабочая площадка для спецслужб – вся планета, поэтому действие перебрасывается в Европу, и мы второй раз за эти дни видим Берлин в развалинах. Только что закончилась Вторая мировая и уже зародилась война новая – холодная. Небольшую роль "ястреба" Донована, одержимого страхом перед агрессивными Советами, Роберт Де Ниро взял себе как крайне важную: в ней – его тревога и его "послание". Любовь к своей стране для его героя означает непременную враждебность к другим. Таким образом, если "бондиада" тему разведчика дает в тонах красочного романтического приключения, то Де Ниро предпочитает развернуть перед нами сугубо клиническую картину: деятели спецслужб, независимо от их государственной принадлежности и политической окраски, предстают людьми, психически глубоко больными. А значит, они, призванные спасать мир, как раз и представляют для него наибольшую опасность.