2011-06-25 22:17 Как и герой фильма, майор Булочкин, многие пренебрежительно называют эту легендарную авиамашину "кукурузником", но мало кто знает, какую значительную роль в нашей истории сыграл самолёт ПО-2. Однако, обо всём по порядку...
Во времена новой экономической политики (НЭП), как известно, Ленин бросил все силы на восстановление экономики страны, обезглавленной Первой мировой и Гражданской войнами. Поэтому вкладывались большие средства в перспективные направления, и среди них была конечно же авиация. Ещё во времена Первой мировой войны авиация уже успела нашуметь, показав очень хорошую результативность в боях с наземными силами, но лётчиков (офицеров царской России) почти не осталось. Нужно было готовить новые кадры, поэтому по заказу ВКП(б) и под руководством Николая Николаевича Поликарпова был спроектирован новый самолёт У-2. В его основу был положен макет британского Шорт Биплан №1, выпущенного в 1909 году. И вот, 7 января 1928 года состоялся первый в истории полёт нашего отечественного биплана У-2. На него был установлен бензиновый (поршневой) двигатель мощностью 100 л.с. Для запуска двигателя необходимо было просто руками провернуть винт против часовой стрелки. Кстати, корпус самолёта, а также винт, были выполнены из дерева, благодаря чему самолёт был чрезвычайно лёгким. Конструкция крыла (биплан) позволила при довольно маленьком размахе крыльев (11,5 метров) обеспечить большую площадь крыла, тем самым увеличить подъёмную силу. (Небольшая ремарка. Сегодня подъёмная сила главным образом создаётся за счёт большой скорости, тогда как У-2 отрывался от земли на скорости около 60 км/час). Из-за этой силы поднять самолёт в воздух и управлять им было очень просто, и этим полётам обучали всех авиаторов, даже техников, в профессиональных училищах чуть ли не до 60 годов XX века. А вот посадить самолёт было очень сложно, приходилось чуть ли не толпой за ним бежать во время посадки и виснуть, чтобы он остановился, т.к. из-за большой парусности его сносило с полосы даже небольшим ветерком.
Впоследствии появилась модификация У2-бомбардировщика. Если помните, в фильме "В бой идут одни старики" как раз такой самолёт и сыграл решающую роль. Для выполнения бомбёжки был выбран именно У-2, потому что это был весьма тихий самолёт, устойчиво державшийся на самых малых высотах. Во времена Великой отечественной войны существовало множество отрядов ночных бомбардировщиков У-2, на которых летали даже женщины (на истребителях женщины не летали). Из-за своей внезапности они доставляли множество хлопот фашистским оккупантам. Были также модификации штурмовиков, и конечно транспортные самолёты (самолёты связи), использовавшиеся для передвижения командиров Красной армии.
Но всё же главное примерение У-2 нашли не на войне, а в сельском хозяйстве. Для них не требовалось длинной взлётной полосы, специального покрытия, ангаров. Устройство двигателя было настолько простым, что его мог починить любой лётчик (заметим, что если всех техников обязательно учили полётам на ПО-2, то всех лётчиков обязательно учили устройству двигателя ПО-2). Это был во истину народный самолёт. Так вот, поскольку У-2 был совершенно не требовательным к условиям эксплуатации, его полюбили и лётчики, и колхозники. Самолёт в основном использовался для опрыскивания полевых культур. Когда же Никита Сергеевич Хрущёв засеял поля кукурузой, которая очень требовательна к поливу, то ПО-2 как пчёлки кружились над кукурузными полями и поливали кукурузу. Зрелище, видимо, было незабываемое, вот его и прозвали "Кукурузником". Ну, а во время Великой отечественной его конечно так никто не называл.
Но ничто не вечно под луной. Когда в 1944 году скончался профессор Московского авиационного института, главный конструктор собственного КБ, Николай Николаевич Поликарпов, самолёт У-2 переименовали в ПО-2 (Поликарпов-2). Стоит отметить, что вплоть до развала СССР самолёт ПО-2 продолжал широко применяться в сельском хозяйстве. И хотя последний ПО-2 был произведён в 1959 году, очень многие самолёты дожили до сегодняшних дней в целости и сохранности. Сегодня ПО-2 участвуют в шоу-программе Международного авиа-космического салона, его можно рассмотреть вблизи там и конечно в Монино. А ещё его можно видеть на памятниках, один из которых мы и предлагаем посетить. Золочёный ПО-2 как бы завис в воздухе, но на самом деле он вот-вот сорвётся и полетит дальше, но куда?.. :)