2011-07-31 01:02 Мы предлагаем Вам прогуляться по одной из жемчужин ближнего Подмосковья, усадьбе Суханово.
Усадьба известна с XVII столетия как царская вотчина. В самом конце XVII века имение было пожаловано Петром Великим своему сподвижнику, Тихону Стрешневу. Заслуги Стрешнева были столь велики, что император даже позволил ему не брить бороды. В конце века имение переходит в руки ярославского губернатора А.П.Мельгунова. Дочь Мельгунова вышла замуж за князя Волконского и получила Суханово в качестве приданого. В роду Волконских усадьба находилась вплоть до 1917 года.
Самым известным владельцем Суханова был светлейший князь Пётр Михайлович Волконский, племянник дочери А.П. Мельгунова. Участник Отечественной войны 1812 года, он получил чин генерала-адьютанта в возрасте 25 лет. В 1815 году Пётр Михайлович возглавил Главный штаб, а к концу жизни дослужился и до звания генерала-фельдмаршала. При Николае Первом Волконский занимал должность министра двора и уделов.
Несмотря на высокое положение в обществе, Пётр Михайлович был весьма бережлив. В кулуарах Волконского называли "Князь Нет" и "Каменный князь" - за то, что он часто отвечал отказом на просьбы о помощи. Под стать ему была и супруга, Софья Григорьевна (кстати, приходившаяся сестрой декабристу Сергею Григорьевичу Волконскому).
Однако при всей своей скупости князь не жалел денег на обустройство любимого подмосковного имения. Большинство дошедших до нас сухановских построек было возведено (или значительно перестроено) именно по приказу Петра Михайловича Волконского.
С 1933 года в усадьбе располагается дом отдыха Союза Архитекторов. Вселившись, архитекторы начали со страшной силой «улучшать» творения Тона, Желярди и других архитекторов прошлого, отстраивавших Суханово. Был перестроен главный дом и фамильный мавзолей Волконских, исчезли гроты и парковые затеи, совсем недавно бесследно пропали многочисленные бронзовые подсвечники, жертвенники, фигуры, украшавшие парк. Нет каменной пристани с мраморными сфинксами. Уже 70 лет в перестроенном под столовую мавзолее пьют свой компот архитекторы..
Не смотря на старания архитекторов, Суханово остается одним из прелестнейших уголков Подмосковья. Сочетание разнообразных архитектурных стилей – поздний классицизм, московский ампир, псевдоготика и старинного парка в стиле естественного сада, широко пропагандируемого в конце 18 века. Аллеи могучих вязов и вековых дубов, оттеняющие заросшие пруды, настраивают на романтический лад, а от плотины на главном пруду, окруженной гигантскими ивами, открываются великолепные пейзажные виды..
Вы можете брать точки в любом порядке, но мы, естественно рекомендуем воспользоваться предложенным маршрутом :)
Ваша прогулка начнется с «Дома Священнослужителей», координаты которого указаны в заголовке. Это псевдоготическое здание было построено в 20е годы 19 века и одно из немногих, дошедших до нас в своем первоначальном виде. Определите сколько урн для цветов стоит у входа в здание – это число А.
Следующая точка N55 31.4964 E37 39.7356 приведет вас к памятнику коту. Последняя цифра года, высеченного на постаменте – число B
Далее пройдите к точке N55 31.5018 E.37 39.6516. Сколько ступеней парадной лестницы сохранилосьу тропы - Это число С
Двухэтажный главный дом был сооружён, очевидно, в семидесятых годах восемнадцатого столетия. Здание много раз перестраивалось, однако в целом оно сохранило свой классицистический облик. Изначально оба фасада украшали портики, а основной объём соединялся с фланкирующими его флигелями посредством открытых галерей-колоннад. В 1843 году здание было значительно перестроено по замыслу "придворного" архитектора Константина Тона (автора проекта Храма Христа-Спасителя и Большого Кремлёвского Дворца).
Левые флигель и колоннада были снесены, на их месте появилось новое отдельно стоящее здание.Правый флигель в результате перестройки слился с главным домом. Тосканский портик на главном фасаде здания был заменён на ротонду с колоннами ионического ордера. (Портик фасада со стороны пруда был сохранён.) В сороковые годы XIX века значительным изменениям подверглись и интерьеры дворца. Помещения первого этажа были заново расписаны по эскизам художника Фёдора Солнцева в "египетском", "турецком" и других экзотических стилях.
Главный дом сгорел в конце двадцатых годов XX века. В 1935-38 годах внешний облик здания был восстановлен, и в нём расположился дом отдыха архитекторов. В настоящий момент в усадебном доме вновь ведутся ремонтно-реставрационные работы.
До тридцатых годов прошлого столетия к этому зданию примыкала церковь XVIII века, впоследствии, к сожалению, уничтоженная.
Метрах в 20 от ступеней притаился забавный лешик – творение одного из отдыхающих.
Мы не нашли способа привязать посещение парка к тайнику :), поэтому просто советуем вам пройти по аллее дальше и насладиться тенью старых деревьев.
После прогулки по основному парку самое время посетить «Храм Венеры» в точке N55 31.4292 E37 39.6462. Он был возведен в первой четверти XIX столетия. Когда-то внутри беседки стояла статуя богини любви, а свод был расписан кессонами. До наших дней сохранился фриз с изображениями лука и стрел, а также музыкальных инструментов - лиры и трубы. Количество барельефов с изображением лир – число D
По кирпичному мостику пройдите к некрополю Волконских в точке N55 31.3638 E37 39.7974. Количество захоронений в некрополе – число Е.
В нескольких метрах от некрополя находится копия статуи Соколова "Дева с разбитым кувшином". Оригинал был установлен в Царском селе .Александр Сергеевич Пушкин посвятил этой скульптуре свои знаменитые строки:
"Урну с водой уронив, об утёс ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит."
Несколько позже известный "хохмач" Алексей Константинович Толстой, один из создателей Козьмы Пруткова, шутки ради добавил ещё две строки:
"Чуда не вижу я тут. Генерал-лейтенант Захаржевский,
В урне той дно просверлив, воду провел чрез нее."
Некогда статуя была установлена у родника, и из разбитого кувшина действительно изливалась вода.
"Деве с разбитым кувшином" посвящены и стихи Анны Ахматовой, написанные в канун 1917 года:
"Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюблённой...
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой."
Следующая точка прогулки – фамильный мавзолей Волконских. Он был построен в 1813 году предположительно по проекту Доменико Жилярди. В центре комплекса располагался храм Димитрия Ростовского - массивная ротонда, увенчанная белокаменной "короной". Некогда она фланкировалась отдельно стоящими павильонами-богадельнями. За ротондой находилась двухъярусная колокольня, соединяющаяся дуговыми колоннадами дорического ордера с богадельнями. Здание не было оштукатурено - по авторскому замыслу, сочетание краснокирпичных стен и белокаменных деталей придавало ему особенно нарядный облик.
В 1934 году мавзолей был перестроен под столовую. Здание оштукатурили, барельефы и другие "архитектурные излишества" сбили. Богадельни надстроили и соединили с центральным объёмом закрытыми галереями, а колокольню снесли. Иконостас, исполненный по рисунку Жилярди, убрали, но каменные колонны внутри оставили, и вы все еще можете попытаться оценить замысел Жилярди, если войдете внутрь.
Координаты входа в столовую N55 31.3338 E37 39.8430, а количество колонн поддерживающих портик над крыльцом входа - число F.
Вот и все, теперь можно идти за контейнером и купаться в большом пруду, или сначала купаться, а потом идти за контейнером. Как пожелаете. Удачной прогулки!