2012-01-09 01:00 Почему в Москве решили строить метро? Как его строят? Как работало метро в годы войны? Чем современные поезда отличаются от старых? Как устроен эскалатор? Какая станция самая красивая? Почему поезда не сталкиваются? Почему на станциях тепло зимой и прохладно летом? Применяются ли в метро компьютеры? Кто сможет помочь пассажиру, если он не знает, как доехать до нужной станции?..
Ответы на эти и многие другие вопросы ежедневно получают посетители Народного музея Московского метрополитена.
Впервые идея создания музея высказывалась сразу после открытия первой очереди метрополитена. Создан музей был в 1967 году по инициативе ветеранов метрополитена при активной поддержке заместителя начальника Московского метрополитена Зинаиды Троицкой.
В основу первой экспозиции вошли документы, сохраненные работниками метрополитена. В основном, они рассказывали о людях метрополитена. Постепенно фонды и экспозиция музея пополнялись. Сегодня экспозиция знакомит также и с историей постоянного развития техники, обеспечивающей безопасность, культуру и комфорт перевозки пассажиров. Этому способствуют и действующие макеты различных технических систем.
Сейчас никто не может представить себе столицу без метро, которое стало не только достопримечательностью, но и основным видом общественного транспорта, на долю которого приходится 57% общегородских перевозок пассажиров.
Фонды и экспозиция музея создавались по крупицам. Энтузиасты, глубоко заинтересованные в создании музея, занялись поиском и подбором будущих экспонатов: документов, фотографий, образцов различой техники и т.п. Они использовали материалы Управления метрополитена, фонды Государственного архива кинофотодокументов, Государственной библиотеки имени В.И.Ленина, а также различное оборудование, снятое с эксплуатации. Многие документы и отдельные предметы были переданы в дар музею частными лицами.
Ежегодно музей посещают около девяти тысяч москвичей и гостей столицы. Более половины из них – школьники и студенты. Такая картина характерна для большинства технических музеев страны. Для молодых людей посещение музея метрополитена – первое близкое знакомство не только с крупнейшей транспортной системой столицы России, но и со многими профессиями метрополитеновцев. Некоторые экскурсанты становятся постоянными посетителями. Часть из них, пусть и небольшая, потом приходит на работу в метро.
Передовые музейные технологии, использующие современную технику, в том числе и компьютерные базы данных, активно внедряются в Народном музее Московского метрополитена. Ориентированы они как на предоставление посетителям более полной информации о Московском метрополитене, так и на улучшение и повышение результативности научно-исследовательской работы музея. Последняя в конечном итоге позволяет постоянно совершенствовать экспозицию, более полно раскрывать историю предприятия. Этому способствует и постоянная забота коллектива метрополитена по сохранению лучших традиций метрополитеновцев. Среди последних – сохранение и обновление именных поездов Московского метрополитена. В 2006 году было обновлено внешнее и внутреннее оформление именного поезда "Народный ополченец". Теперь в его салонах размещены красочные плакаты, рассказывающие об истории 18-й дивизии Народного ополчения города Москвы, а также о работе нашего метро в годы Великой Отечественной войны.
Развиваются и новые формы обслуживания посетителей. С 2006 года в нашем музее проводятся видеоэкскурсии, во время которых посетители музея совершают увлекательное путешествие в прошлое Москвы и Московского метро, знакомятся с сегодняшним днем крупнейшей транспортной артерии столицы, а также имеют возможность совершить небольшое путешествие по метрополитенам других городов – Санкт-Петербурга и Минска. Кроме того, посетители музея теперь могут ознакомиться с литературой по истории метрополитена. Эта услуга особенно востребована среди школьников и студентов, готовящих рефераты и курсовые проекты.
Развитие современных технологий охватило сегодня большинство музеев страны, но это развитие невозможно без тесного сотрудничества музеев. Не является исключением и наш музей. Налажены деловые отношения со столичными музеями, и, в первую очередь, с ведущим техническим музеем России – Государственным Политехническим музеем. Сотрудничество позволяет не только совершенствовать уже внедренные у нас новшества, но и заимствовать все лучшее, уже нашедшее применение в других музеях.
Директор музея - Константин Александрович Черкасский.
Народный музей истории Московского метрополитена расположен в южном вестибюле станции «Спортивная» на втором и третьем этажах.
Адрес: 119048, Москва, Хамовнический вал, дом 36.
Порядок работы музея
Народный музей Московского метрополитена работает:
понедельник - с 10:00 до 16:30;
вторник - черверг - с 9:00 до 16:30;
пятница - c 9:00 до 15:00.
Выходные дни: суббота, воскресенье.
Последний понедельник каждого месяца - санитарный день.
Вход посетителей прекращается за 30 минут до окончания работы музея.
Для одиночных посетителей вход свободный.
Экскурсии проводятся по предварительной записи.
Запись на экскурсии производится не ранее, чем за 4 недели до даты проведения экскурсии, а на дни массового посещения музеев (18 апреля, 18 мая и т.д.) не ранее, чем за две недели.
При опоздании экскурсионной группы более, чем на 30 минут, работники музея вправе отказать в проведении экскурсии.
Телефон для справок и записи на экскурсии: (495) 622-73-09.