2007-11-08 16:22 Американскому режиссеру Роберту Флаэрти (16.02.1884—23.07.1951) принадлежит особое место в кинодокументалистике ХХ столетия. Он не создал своей школы, но дал начало целому направлению в документальном кино. В самом своем знаменитом фильме «Нанук с Севера» (1922 г.) Флаэрти показал, как этнографический материал может стать основой для глубокого и совершенного киношедевра. Флаэрти не разделял кинематографическую и реальную действительность. Его камера — соучастница реальной жизни. Его метод — глубокое проникновение в жизненный материал. Монтаж не режет реальность, не создает ее вновь, он ловит и бережно сохраняет ритм самой жизни. Каждый кадр — знак, филигранная точность образа. В отличие от европейских документалистов, которые стремились к актуальности, просветительству, тяготели к публицистике, Флаэрти не был ни летописцем, ни обличителем. Он был идеалистом и романтиком.
Картина «Нанук с Севера» уникальна не только по своему материалу: яркие черты неведомого цивилизованному миру почти первобытного быта северных народов впечатляют и в начале 21 века. Уникален сам взгляд режиссера на реальность. Флаэрти удалось добиться того, что герои фильма по-настоящему проживают на экране часть своей жизни, его кинообразы проникнуты обаянием естественности.