2007-01-07 05:50 Жанр: веселая достоевщина
Великобритания, 2005 г. Продолжительность: 124 мин.
В ролях: Скарлетт Йоханссон, Эмили Мортимер, Джонатан Рис-Майерс, Мэтью Гуд
Режиссеры: Вуди Аллен
В Лондоне на теннисном корте сошлись учитель и ученик - оба молоды, подтянуты, обаятельны, правда, из разных социальных слоев. У тренера Криса (Джонатан Рис-Майерс) за душой - ни шиллинга. Когда-то он был чемпионом средней руки, но ушел из спорта и теперь пытается выбиться в люди в обход профессии: на досуге листает "Преступление и наказание" с очень тревожным лицом. Ученик Том (Мэтью Гуд) - образцовый аристократ. Его отец рулит крупной компанией, сестра скоро откроет художественную галерею, а при виде его невесты - американской блонди (Скарлетт Йоханссон) - мужчины немедленно делают стойку. Том тоже читает на досуге - что-то о финансовых потоках. Дружба образуется с первой подачи. Парни вместе играют, пьют коктейли и слушают оперу. А потом тренер охмуряет сестру приятеля, женится, получает место в семейной фирме и - то ли из жадности, то ли в подражание шурину - берет в оборот и его блондинку-невесту.
Вообще-то "Матч Пойнт" - картина непробиваемо серьезная, не похожая на болтливого Вуди Аллена. Тут никто не хохмит. Мужчины совершают Поступки и кусают в отчаянии кулаки. Американская красотка Скарлетт Йоханссон много и с удовольствием истерит, особенно ближе к развязке. Англоязычная критика, разбирая "Матч Пойнт", вспоминает драмы о великом вранье - вроде "Близости" Николса или "Неверной" Лайна. И совершенно зря. У Аллена это первый со времен "Знаменитости" (1998) действительно остроумный фильм. Тщедушный 70-летний очкарик, заживо списанный в классики, вдруг прекратил брюзжать о закулисной жизни Манхэттена и снова, как в лопоухой молодости ("Любовь и смерть", 1975), встал на тропу войны с литературой. На протяжении двух часов Аллен дискутирует о нравственности с большими писателями, включая Достоевского и Теккерея. Дело Раскольникова тут не просто всплывает в кадре в виде книжки, а еще и копируется "в ноль" (будет даже старуха-процентщица!). Роман же британских разночинцев с высшим светом аккуратно списан с "Ярмарки тщеславия".
Но в итоге, Аллен ловко щелкает оппонентов по носам. Его проныра-тренер, бедный, но хваткий парень с амбициями - образ архетипичный, такой часто вышагивал по страницам. Он не подонок, иногда мается сомнениями, но и не злоупотребляет ими: просторный дом и лимузин с водителем важнее духовной чистоты. Сто-двести лет назад таких вот ушлых, циничных героев карало божественное (и не только) правосудие - например, каторгой. Но режиссер растолковывает литераторам: мол, справедливость ваша устарела, а Провидение сменило клуб. Аллен - на стороне проныры. Не столь принципиально, какими методами тот долбит себе нишу в обществе. Черт с ними, с руками - была бы чистой обувь!
Кирилл Алехин
TimeOut Москва
14 декабря 2005